<< Главная страница

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ И РАСЧЕТОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ ГРУНТА

При проектировании котлованов необходимо проведение расчетов по обеспечению статической устойчивости откосов или стенок (кроме тех случаев, когда устойчивость может быть определена по имеющимся каталогам, номограммам и др.). Эти статические расчеты, также как конструктивное решение по ее обеспечению, входят как составная часть в проект. Также должны быть рассмотрены вопросы обеспечения  статической устойчивости крепления стенок котлована и его жесткости. Далее основные положения расчетов статической устойчивости  грунтов рассматриваются в объеме, необходимом для расчетов отдельных небольших и средних котлованов, возводимых в обычных грунтовых условиях. Исходные положения. Исходными предпосылками для  расчетов являются: ширина котлована постоянна по длине; грунтовые условия одинаковы по обеим сторонам котлована; обе стороны котлована имеют одинаковые конструктивные решения по креплению стенок; отсутствие потоков грунтовьгх вод и фильтрации воды в котлован. Для проведения дальнейших расчетов необходимы следуюпдие  характеристики грунта: плотность в естественном состоянии фактическое и кажущееся с значения коэффициента сцепления; фактический и кажущийся угол внутреннего трения; влажность грунта. При использовании основных положений механики несвязных грунтов необходимо учитывать возможность изменения плотности и влажности грунта, в связи с чем расчеты по статической устойчивости должны бьггь проведены для всех значений изменяющихся  характеристик и их возможных комбинаций. Необходимо также учитывать отклонения коэффициентов от среднего их значения, а также  вероятность ошибки при их определении. Расчетные уравнения  решаются для всех возможных комбинаций характеристик грунтов или, для упрощения расчета, можно использовать самые неблагоприятные их сочетания. При связных грунтах с коэффициентами необходимо проведение сравнительного анализа возможных значений всех параметров при изменении напряженного состояния грунта под воздействием перового давления. В последующих расчетах и при  конструировании крепления стенок принимается самый неблагопрнятаый случай. Сцепление учитывается при расчетах лишь в тех случаях, когда имеют место ненарушенные грунты, залегающие ниже глубины промерзания в зимнее время года. При изменяющихся значениях сцепления во  времени в расчетах должно учитываться минимальное его значение как самое неблагоприятное. Кажущееся сцепление для несвязных грунтов  (капиллярное сцепление) должно уштываться только в случаях, когда не допускается высьгхание или замачивание их водой. Значения должны учитываться только в особых случаях. Плотность в слоях, расположенных вьыне уровня грунтовых вод, определяется по формуле При отсутствии точных значений характеристик грунтов в случаях устройства котлована глубиной не более 5 м на площадке с простейпш- ми геологическими условиями значения угла внутреннего трения и дав- ление грунта могут быть определены по работе. В дальнейшем вид грунта может быть определен по показателям, приведенным в работе, а его характеристики — по данным работы Нагрузка от транспорта по краю котлована принимается в  соответствии с конкретными местными условиями. Нагрузка, возникающая от складирования строительных материалов на площадке, может  приниматься равной 10 кН/м^ и должна прикладьгоаться от края котлована, несмотря на то, что, вдоль самого края должна устраиваться свободная полоса шириной не менее 0,6 м. При необходимости складирования вдоль края котлована тяжелых  материалов или оборудования устраиваются специальные крепления края  котлована или проводится специальный дополнительный расчет по  обеспечению его устойчивости. При движении автотранспорта массой до 24 т вдоль котлована не ближе 3 м от края нагрузка от него заменяется равномерно  распределенной р = 10 кН/м. Во всех остальных случаях нагрузки от  грузоподъемного оборудования, транспорта, экскаваторов учитываются в соответствии с данными. При установке грузоподъемного оборудования или экскаватора на расстоянии менее 0,6 м от края котлована учитывается дополнительная нагрузка, прикладьшаемая на полосе шириной 1.5 м от края. Специальные исследования нагрузок от строительных мапшн  показали, что транспорт на гусеничном ходу до 80% своей массы может  передавать на одну гусеницу, а автомобильный (колесный) транспорт — до 50% на одно колесо. При статических расчетах необходимо учитьшать все изменения нагрузок, имеющих место в процессе производства работ, и  соответственно все состояния крепления стенок откоса на всех этапах его  создания. Эги обстоятельства должны также учитываться при определении возможных нагрузок на полосу, непосредственно примыкающую к краю котлована.  


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация